Книжная выставка "Творы беларускай класікі ў люстэрку кінамастацтва"

История национального кино берет начало от черно-белого немого фильма «Лесная быль», который сняли в 1926 году в Ленинграде, так как в то время производственная база «Белгоскино» отсутствовала. В столицу Беларуси киностудия переехала в 1939 году. Еще через 9 лет она получила нынешнее название – «Беларусьфильм». Сегодня национальная киностудия – одна из ведущих кинофабрик в Восточной Европе с полным циклом производства, способная в год выпускать до 15 игровых, 40 хроникально-документальных и 10 анимационных фильмов. Услугами «Беларусьфильма» пользуются и кинопроизводители других стран, в частности России. На базе киностудии действует один из самых популярных и любимых театров Беларуси – театр-студия киноактера, который за 32 года деятельности из экспериментальной площадки сумел стать репертуарным театром, одним из самых востребованных у столичной публики.   Расцвет белорусского кинематографа пришелся на 1950–60-е годы. В то время были созданы картины, которые до сих пор с удовольствием пересматривают зрители на всем постсоветском пространстве: «Константин Заслонов», «Часы остановились в полночь», «Девочка ищет отца», «Я родом из детства», «Альпийская баллада», «Город мастеров» и др. Фильмы, снятые по сценариям белорусских писателей, всегда пользовались большим успехом у киноманов. «Люди на болоте», «Дыхание грозы» по дилогии И. Мележа, «Знак беды» и «Альпийская баллада» по повестям В. Быкова, «Дикая охота короля Стаха» по роману В. Короткевича, «Иди и смотри» по повести А. Адамовича – эти картины входят в золотой фонд белорусского кино.  Мастерство отечественных кинематографистов в разное время высоко оценивалось на международных кинофестивалях. Первый советский мистический триллер «Дикая охота короля Стаха» (режиссер В. Рубинчик) был отмечен сразу на нескольких кинофорумах:  ·         Гран-при на I МКФ детективных и таинственных фильмов «Мистфест» в Католике (Италия, 1980), специальный приз жюри фильму; ·         приз «за лучшую женскую роль второго плана» В.Шендриковой на Х МКФ фильмов ужасов и научной фантастики в Париже (Франция, 1980); ·         специальный приз жюри на IV МКФ в Монреале (Канада, 1980), диплом на XIX МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия, 1981); ·         диплом фильму на МКФ «Фильмэкс» в Лос-Анджелесе (США, 1981); ·         Гран-при на МКФ мистических и научно-фантастических фильмов в Брюсселе (Бельгия, 1983).  Художественный фильм «Люди на болоте» (режиссер В. Туров), снятый по одноименному роману Ивана Мележа, среди прочих призов имеет и приз жюри актерскому ансамблю фильма на XXIII МКФ в Карловых Варах (ЧССР, 1982). Социальная драма о наркоманах «Под небом голубым» (реж. В. Дудин) в 1990 году на 47-м Международном кинофестивале в Венеции (Италия) собрал сразу несколько почетных наград: призы от киноклубов Италии, итальянских критиков и приз зрительских симпатий. А военная драма классика отечественного кино режиссера Виктора Турова «Через кладбище» в 1994 году решением ЮНЕСКО была внесена в список 100 лучших фильмов мира. За последние годы наградами различных кинофестивалей были награждены созданные в Беларуси фильмы «Анастасия Слуцкая», «Поводырь», «Дунечка», «В августе 44-го», «Брестская крепость». Фильм «В тумане» (С. Лозницы), который критики окрестили как «экзистенциальная драма на партизанском материале», получил приз международной федерации кинокритики FIPRESCI на 65-м Международном кинофестивале в Каннах (Франция). Также на Каннском кинофестивале в 2012 году белорусы впервые представили национальный павильон, где демонстрировались достижения и наработки отечественной кинематографии. За десять дней работы были проведены переговоры с кинематографистами более чем из 30 стран мира.  Если раньше производством фильмов занимались две государственные организации – «Беларусьфильм» и «Белвидеоцентр», то сейчас стоит задача привлечь в сферу частные инвестиции. С 1 января 2012 года в соответствии с Указом Президента любая киностудия, независимо от формы собственности, зарегистрированная на территории Беларуси, имеет право обратиться за господдержкой. Нововведение направлено на повышение художественного уровня белорусских фильмов за счет создания экономической и творческой конкуренции.  Крупнейший кинофорум страны с почти 20-летней историей – Минский международный кинофестиваль «Лiстапад». Его особенность в том, что в программе значатся только лучшие художественные, документальные и анимационные фильмы – картины-призеры международных кинофестивалей из стран СНГ, Балтии, Восточной и Центральной Европы. А благодаря различным мероприятиям (круглым столам, мастер-классам, обсуждениям и дискуссиям), белорусские кинолюбители имеют уникальную возможность общаться с именитыми гостями.  Церемония открытия Минского МКФ "ЛIСТАПАД"-2012 Кроме того, в Могилеве ежегодно проходит международный фестиваль анимационных фильмов «Анимаёвка», в Минске – фестиваль цифрового искусства Terra Nova (программа которого включает художественную выставку, а также видеопросмотры и концерты электронной музыки) и фестиваль Cinema Perpetuum Mobile (международный фестиваль-кинокооперация независимых фильммейкеров и их групп). В библиотеке лицея оформлена книжная выставка «Творы беларускай класікі у люстэрку кінамастацтва», где представленны произведения белорусских авторов по которым были поставлены художественные фильмы. Все эти фильмы отличаются исключительной художественностью и нередко получили высокую оценку профессионального сообщества. Может быть, и зрителям имеет смысл присмотреться к нашему кинонаследию?