Областной ресурсный центр по русскому языку

ОБЛАСТНОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

по учебным предметам

«РУССКИЙ ЯЗЫК» и «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

 

Архив олимпиадных заданий

Книги и задания для самостоятельной подготовки к олимпиаде по русскому языку

 

 

 

 

           

ПРОГРАММА подготовки команды Могилевской области к республиканской олимпиаде по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

ПРОГРАММА подготовки команды Могилевской области к республиканской олимпиаде по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»


                                                    УТВЕРЖДЕНО

                                                                            протокол заседания областной

                                                                         творческой группы учителей

                                                                          русского языка и литературы

                                                   05.09.2023 №1

ПРОГРАММА

подготовки  к  республиканской олимпиаде

 по учебным предметам  «Русский язык» и «Русская литература»

(II-III этапы)

9-11 классы 

История русского литературного языка

        Из истории русского литературного языка: некоторые особенности развития (XI – начало XIV в.; XIV – начало XVII в.; XVII – середина XVIII в.; XVIII – середина XIX в.). 

Фонетика. Орфоэпия

      Система фонем русского языка. Гласные и согласные. Система гласных фонем. Артикуляторно-акустическая характеристика русских гласных. О дифференциальных признаках гласных. Система согласных фонем. Артикуляторная характеристика русских согласных. Образование основных оттенков согласных фонем. Коррелятивные признаки согласных. Корреляция по звонкости-глухости. Корреляция по твёрдости-мягкости. Спорные вопросы в системе фонем русского языка. Фонематическая трактовка сложных звучаний.

   Чередование фонем: позиционные и исторические чередования. Позиционные чередования гласных и согласных. Сочетаемость фонем русского языка.

        Словесное ударение. Место ударения в русском языке. Безударные и слабоударные слова. 

Состав слова. Словообразование

   Морфемика. Морфема. Система словообразовательных единиц. Словообразовательные единицы и их производные. Словообразовательные единицы и их синонимы (дублеты). Подсистема словообразовательных единиц имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий.   Суффиксы иноязычных слов (поэте-есс-а, опер-етт-а и т.п.).

      Исторические изменения в морфемном составе слова: опрощение и переразложение. Словари морфем и морфемные словари.

       Морфонологические явления: чередование гласных и согласных фонем, перемещение ударения, усечение, наложение морфем (интерференция), интерфиксация. Морфемный анализ слова.

          Словообразовательная структура слова. Множественность словообразовательной структуры слова. Словообразовательная структура слова и его морфемный состав. Способы словообразования. Словообразовательный тип. Словообразовательный анализ.   

Лексика. Фразеология

Историческая лексикология: из истории слов. Этимология некоторых лексических единиц. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения (заимствованная, старославянизмы). Признаки заимствованных слов. Старославянские элементы.

Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (устаревшие слова, неологизмы). Омоформы. Омофоны. Омографы. Варианты и дублеты. Многозначность и омонимия. Проблема разграничения многозначности и омонимии. Синонимы. Антонимы.

Фразеологизмы, широко используемые в современном русском языке и встречающиеся в произведениях художественной литературы, периодической печати, разговорной речи. Устойчивые образные сравнения, крылатые слова русского языка. Иноязычные фразеологизмы. Русские синонимы иноязычных фразеологизмов.

    Сокращения современного русского языка (аббревиатуры, графические сокращения, например, а/я, р-н и т.п.): правописание, образование, произношение и ударение, грамматическая характеристика.

Морфология

        Имя существительное: колебания между одушевлённостью и неодушевлённостью, трудные случаи определения рода (толь, мигрень, выпь; домишко, сапожище; чудило, плакса; рефери, буржуа, род аббревиатур т.п.), числа, падежа. Некоторые случаи склонения имён существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные собственные, в т.ч. и фамилии.

    Глагол. Формы повелительного наклонения глаголов. Инфинитив. Формы глаголов прошедшего времени на -нуть. Непродуктивные глаголы с двумя формами настоящего-будущего времени типа сыплет – сыпет. Формы настоящего времени глаголов на -чь и др.формы глагола и их форм.

        Имя прилагательное. Краткая форма прилагательных на -енный, формы сравнительной степени прилагательных и наречий. Субстантивированные прилагательные и причастия.

Местоимения, особенности их употребления. Числительное. Формы косвенных падежей некоторых числительных.

Наречие. Разряды по значению. Степени сравнения наречий. Предикативные наречия.

          Служебные части речи, трудности использования их в речи.

Синтаксис и пунктуация

          Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Инфинитивные предложения. Синтаксическая роль инфинитива. Номинативные предложения. Разновидности номинативных предложений. Полные и неполные предложения. Эллиптические предложения. Осложнённые предложения. Многочленное сложное предложение. Чужая речь. Виды сказуемого. Согласование сказуемого. Согласование прилагательных-определений.

Сочетание знаков препинания. Знаки препинания в начале предложения. Знаки препинания внутри предложения. Членение предложения с помощью точки. Тире между членами предложения. Тире в неполном предложении. Тире в функции соединения. Тире в функции выделения. Знаки препинания при именительном темы. Сложные случаи постановки знаков препинания при однородных, обособленных членах предложения, в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами, вводных и вставных конструкциях, при обращении, междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах, в сложном предложении, прямой речи, цитатах. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Знаки препинания в текстах разговорной речи.  

Стилистика. Культура речи

          Стили русского языка. Лексическая стилистика. Грамматическая стилистика: стилистическое использование форм частей речи, стилистический синтаксис.

          Изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза), стилистические фигуры (анафора и эпифора, параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие).

          Нормы русского литературного языка: акцентологическая, орфографическая, речевая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная. Нарушение норм русского литературного языка.

Отзыв о литературном произведении

        Отзыв как жанр речи.Особенности композиции отзыва.

       Полнота и глубина интерпретации содержания произведения: тематика, проблематика, идея, авторский идеал, пафос (ведущий эмоциональный тон произведения); художественное время и пространство; образная система, тематические цепочки, смысловые мотивы; сюжетно-композиционные особенности; социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст.

   Целостность анализа изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявление авторской позиции: учёт жанровой специфики, приёмы и средства выразительной и образной речи: фонетические, лексические, в т. ч. тропы, фразеологические, морфологические, словообразовательные, синтаксические; размер, рифма, строфика как элементы ритма.

          Цветопись, её роль в авторском замысле. Звукопись. Написание отзыва о художественном произведении (практикум)

Литература

Устное народное творчество:эпические, лирические, драматические произведения. Особенности художественного мира фольклорных произведений. Фольклор в живописи, музыке, коно- и мультфильмах.

Древнерусская литература и её жанры. Своеобразие произведений древнерусской литературы. Древнерусская литература и искусство.

Художественная литература как вид искусства. Писатели, поэты и их произведения в курсе литературы 5-11 классов (жизненный и творческий путь).

Содержание изученных произведений, их проблематика, основные герои; их жанровая и родовая принадлежность, художественное своеобразие. Литература и искусство.

Особенности литературных направлений (классицизм, романтизм, реализм).

Теория литературы:

· виды народных сказок, особенности сказочного повествования, отличие литературной сказки от народной; миф и сказка;

· лирика как литературный род; особенности лирических произведений;

· углублённое понятие о ритме, рифме, интонации в лирических произведениях, стихотворных размерах;

· драма как род литературы. Специфика драматических произведений;

· обогащение понятия о рассказе, повести и др. эпических жанрах, развитие понятия о сюжете, литературном герое, портрете литературного героя, пейзаже, образе-символе;

· антитеза, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение, метафора, аллегория; художественная деталь, строфа;

· основные жанры драмы, особенности драматических произведений; средства и приёмы создания комического;

· индивидуальность авторского стиля.

Разработчик: С.Ф. Германович, учитель русского языка и литературы ГУО «Романовичская средняя школа Могилевского района», квалификационная категория «учитель-методист»

свернуть

ПРОГРАММА подготовки к республиканской олимпиаде по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» (заключительный этап)

ПРОГРАММА подготовки команды Могилевской области к республиканской олимпиаде по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» (заключительный этап)

                                                    УТВЕРЖДЕНО

                                                                            протокол заседания областной

                                                                         творческой группы учителей

                                                                          русского языка и литературы 

                                                   05.09.2023 №1

ПРОГРАММА

подготовки команды Могилевской области к  республиканской олимпиаде

 по учебным предметам  «Русский язык» и «Русская литература» (заключительный этап) 

9-11 классы 

IСистема и нормы современного русского литературного языка. Исторический комментарий к явлениям современного русского литературного языка    

Основные разделы современнной лингвистики. Практикум по разделам «Фонетикa», «Орфоэпия», «Графика и орфография», «Лексикa», «Фразеология», «Морфемика», «Словообразование», «Синтаксис и пунктуация».Нормы современного русского литературного языка: практикум. Речевые и грамматические ошибки.Морфология и синтаксис: решение задач повышенной сложности. Этимологический анализ слова. Из истории русского литературного языка. Культура речи и стилистика современного русского литературного языка: практикум. Трудности современной русской орфографии и пунктуации: практикум.

Контрольные работы по русскому языку.Выполнение тестовых заданий.

IIИстория русской литературы в контексте мировой. Современный литературный процесс. Теория литературы 

Аналитический обзор программных произведений, относящихся к основным периодам развития русской литературы. Писатели-юбиляры в воспоминаниях современников и литературной критике. Основные вехи жизни и творчества писателей-юбиляров. Аналитический обзор программных произведений зарубежной литературы. Книги-юбиляры      2021 года. Современная литература: актуальные проблемы и тенденции. Аналитический обзор произведений современной литературы. Основные литературоведческие термины. Литературные направления и течения.

Кинематографическая интерпретация литературных произведений. Живопись и литература. Музыкальная интерпретация художественных произведений.

Контрольные работы по русской литературе. Выполнение тестовых заданий.

IIIОтзыв о литературном произведении 

Критерии оценки отзыва. Анализ типичных ошибок при написании отзыва. Тематика, проблематика, смысловые мотивы произведений писателей-юбиляров. Идея и авторский идеал. Историко-культурный, историко-биографический, историко-философский контекст художественных произведений. Композиция лирического стихотворения. Образная система литературных произведений. Концептосфера русской поэзии. Изобразительно-выразительные средства и их роль в раскрытии авторского замысла. Художественное время и пространство. Анализ строфики лирических стихотворений. Виды стиха. Жанровая специфика лирических произведений.

Практикум по написанию отзыва о лирическом стихотворении. Анализ и редактирование отзыва.

Разработчик:      И.В. Исаченко, учитель русского языка и литературы, УО "МГОЛ №3" 

свернуть
поделиться в: