Карпечанка, М. А. …І Маці Божай памалюся / М. Карпечанка. - Мінск: Беларуская Энціклапедыя імя Петруся Броўкі, 2020. - 112 с. : іл.

09.09.2020

      Издательство «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» подготовило уникальную книгу «…І Маці Божай памалюся», автором которой является Михась Карпеченко – журналист и краевед, который живет и работает в Белыничах. Автор рассказывает об истории Белыничского края и самих Белыничей, которые 19 декабря 2016 года стали городом районного подчинения. Точное время возникновения поселения на месте современных Белыничей определить очень сложно, а на страницах письменных источников они впервые упоминаются в 1577 году в связи с размежеванием земель между имениями Тетерин и Головчин. В то время это было село в Тетеринской волости Оршанского повета Витебского воеводства ВКЛ. Владелец Белыничей Стефан Збаражский построил тут замок – Белый Городок. Позднее Белыничи получили статус местечка. Владельцами Белыничей были также Радзивиллы (с 1685 г.), затем Огинские (с 1733 г.). С 1772 года Белыничи находились в составе Российской империи и после 1861 года являлись центром волости Могилёвского уезда. 

          Автор приводит существующие легенды об основании Белыничей. По одной из них название города связано с белым цветом и замком Белый Городок. Есть также предание о том, что свое название Белыничи получили от славянина Белына, имя которого известно с 12 века. Существует и балтская теория происхождения названия города. В балтских языках топонимы с корнем «бял» и «бел» обозначают «болото», «сырое место». 

        Автор подчеркивает, что Белыничам волею судьбы было предначертано внести значительный вклад в развитие христианства и церковного искусства на белорусских землях. И связано это с чудотворной иконой Белыничской Божией Матери, которая по одной из версий появилась здесь еще в 13 веке. Начиная с 17 века Белыничи значительно развивались в экономическом и духовно-культурном отношении. При монастыре кармелитов действовала типография, в которой печатались молитвенники и книги религиозного содержания. 

      Существует несколько преданий о том, как чудотворная икона появилась на Белыниччине. Настоятель Белыничского кармелитского костела Люциан Годлевский утверждал в 19 веке, что икона появилась в костеле в 1635 году. Большинство исследователей религиозных отношений на Белыничской земле считают, что икона была написана неизвестным иконописцем в 1634—1635 годах. Икона написана на темном фоне, одежды Богоматери и Сына также притемненных тонов. Вместе с иконой Жировичской Божией Матери она является одной из наиболее почитаемых чудотворных икон Беларуси. В 1756 году Папа Римский Бенедикт XIV позволил короновать икону и торжества по случаю коронования чудотворной иконы состоялись в 1761 году. 

       В книге рассказывается о конфессиональных взаимоотношениях в регионе, об отношениях между православными и католиками, их спорах о принадлежности иконы. В 1876 году икона была передана православным. 

       В первые дни Великой Отечественной войны икона, которая вместе с крестом Евфросинии Полоцкой, Слуцким евангелием и многими другими реликвиями, находилась в сейфе Могилевского обкома компартии, бесследно исчезла. Поисками этих сакральных реликвий занимались многие исследователи, но пока безрезультатно.

        До сегодняшнего дня не сохранилось ни фотографии иконы, ни ее подробного словесного описания. На протяжении 17—19 веков икона была прототипом для создания многих копий, которые дошли до наших дней. Некоторые исследователи признают наиболее близкими к оригиналу две копии иконы, написанные на полотне и на доске, которые принадлежали церквям в деревнях Тарейки около Несвижа и Новая Мышь Барановичского района. Датированные серединой 17 века, они, вероятнее всего, писались с оригинала, когда он находился в Ляховичах, куда икона была перенесена из Белыничей во время войны 1654—1667 годов. Сейчас эти копии хранятся в Музее старобелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. В самих Белыничах в церкви Белыничской Иконы Божией Матери находится копия иконы, написанная в 19 веке. Копии иконы, которые дошли до наших дней, свидетельствуют, что известность и почитание этой чудотворной святыни выходили далеко за пределы Белыниччины и Могилевщины и достигали Несвижа, Мяделя, Глубокого, Вильны, Лиды, Варшавы, Кракова, Санкт-Петербурга.

       Автор рассказывает также о двух исследователях церковной истории Белыничского края – Люциане Годлевском и Василии Жудро. Один католик, а другой православный – но оба они очень много сделали для края и его культуры. Служение в Белыничском монастыре Рождества Богородицы для многих его настоятелей и монахов стало своеобразной ступенью их дальнейшего духовного возвышения. В их числе митрополиты Мелхиседек (Михаил Львович Паевский) и Иосиф (Иван Михайлович Чернов), архиепископ Арсений (Александр Иванович Смоленец).

        Как появление, так и исчезновение чудотворной иконы Белыничской Божией Матери окутаны тайной. И сегодня в Белыничах бытует легенда о том, что теплыми летними ночами в парке Липовая Роща можно увидеть Белую Панночку – Божию Матерь Белыничскую. Белыничане верят, что икона спрятана в одном из помещений подземного хода их родного города.

поделиться в: