Выставка "Книги-юбиляры 2021 года"

    У каждого человека раз в году бывает знаменательное событие – празднование дня рождения или круглой даты – юбилея. Такие праздники бывают не только у людей, но и у книг. В нашей библиотеке оформлена книжная выставка литературных произведений, которые в 2021 году отмечают юбилейные даты своего выхода в свет. Художественные произведения, представленные читателям, способны просвещать душу человека и побуждать в нем лучшие стремления. Классика мировой литературы никогда не потеряет своей актуальности, а будет передаваться от одного поколения к другому.

     В экспозицию вошли 11 книг русских и зарубежных авторов, которыми зачитываются книголюбы всего мира. Но некоторые из них заслуживают особого внимания.

Например книга Михаила Булгакова  «Мастер и Маргарита» была написана 55 лет назад.  Год написания романа: 1966

Первая публикация: 11-й номер журнала «Москва» в 1966 году сокращённом журнальном варианте.

Писал автор роман в течение 11 лет. Работа над романом продолжалась даже при болезни автора. По сообщению Елены Сергеевны Булгаковой, вдовы писателя, перед смертью Михаила Афанасьевича последними словами о романе «Мастер и Маргарита» были: «Чтобы знали… Чтобы знали»…

«Ма́стер и Маргари́та» — роман. Хорошо бы было определить жанр, но это слегка проблематично. У романа несколько стилистически связанных, но жанро-независимых линий. Жанры, к которым имеет отношение роман: мелодрама, мистика, сатира, философская притча, фантастика, фарс.

Наберемся смелости определить три основные сюжетные линии романа. Нам бы хотелось назвать их так:

  1. Мистическая линия. Это события в Москве, в начале 20-го века. Дьявол с помощниками, бал сатаны, полеты на хряках, ну и т.д. Критики считают эту линию в романе – основной. Наберемся наглости не согласиться с этим. Скорее описание этих событий служит для увеличения интереса к шедевру.
  2. Историческая линия. Этапы общения 5-го прокуратора Иудеи Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, или Иисуса Христа. Сюжетная линия, как нам кажется, самая трудная для понимания. Не все осознают её важность с первого раза.
  3. Романтическая линия. Эта сюжетная линия, как нам кажется, самая важная. Именно эта сюжетная линия является корнем логических связей с остальными сюжетными линиями.

  175 лет  назад впервые было опубликовано великолепное произведение замечательного писателя – Дюма А.  «Граф Монте-Кристо».

Роман был задуман Дюма в начале 1840-х годов. Имя своему герою писатель придумал во время путешествия по Средиземному морю, когда он увидел остров Монтекристо и услышал легенду о зарытых там несметных сокровищах. Действие романа происходит в 1815—1829 и 1838 годах.

Первое издание печаталось отдельными выпусками в журнале «Journal des Debats» с 28 августа 1844 года по 15 января 1846 года. Ещё до окончания журнальной публикации вышло первое книжное издание: Paris, Petion, 8vo., 18 у., 1844—1845[1].

Успех романа «Граф Монте-Кристо» превзошёл все предыдущие произведения писателя. Это был на тот момент один из крупнейших успехов какого-либо романа во Франции. По роману ставили спектакли в театрах. Заработки позволили Александру Дюма кроме дома построить ещё и загородную виллу. Шикарный дворец он назвал «Замок Монте-Кристо», и сам начал вести расточительную жизнь, достойную своего героя.

    Еще одной книгой, заслуживающей отдельного внимание, является написанная 185 лет назад комедия «Ревизо́р» —  в пяти действиях русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Подтверждением этому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжна Новгородской губернии (сейчас — Вологодской области) — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей». По другой версии, также описанной В. Соллогубом, за ревизора самого Пушкина 2 сентября 1833 года принял нижегородский генерал-губернатор Бутурлин, когда Александр Сергеевич прибыл в Нижний Новгород для сбора материалов о пугачёвском бунте. В городе Малоархангельске Орловской области бытует легенда о том, что именно там в 1829 году произошли события, легшие в основу «Ревизора». В основе легенды - записанное в 1882 и опубликованное в 1890 году В.В. Птицыным в журнале «Русская старина» предание о том, что Пушкин проезжая через Малоархангельск, остановился вечером на постоялом дворе, а принявшие его за «большое столичное начальство, по крайней мере генерала» городские чиновники всю ночь тревожились в ожидании ревизии и на утро в парадных мундирах и при орденах явились к Пушкину за приказаниями. Проснувшийся не скоро поэт велел своему человеку «Гони их в шею, дураков!». Также есть предположение, что история произведения восходит к рассказам о командировке Павла Свиньина в Бессарабию в 1815г. За год до дебюта «Ревизора» на ту же тему был опубликован сатирический роман А. Ф. Вельтмана «Неистовый Роланд». Ещё ранее начала ходить в рукописи написанная Г. Ф. Квиткой - Основьяненко в 1827 году комедия «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе». По всей видимости Гоголь был знаком с ней и сходной литературной традицией в период работы над «Ревизором»; о распространенности этой комедии в литературных кругах 30-х годов можно судить по тому, что А. Ф. Вельтман, в начале 1835 года печатает в «Библиотеке для чтения» полу комедию, полу новеллу — «Провинциальные актеры», где влияние комедии Квитки-Основьяненко заметнее чем в «Ревизоре».

Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу.

В январе 1836 Гоголь читал комедию на утре у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А. С. ПушкинП. А. Вяземский и многие другие. Тургенев вспоминал о том вечере:

читал Гоголь превосходно…, поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет — есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный.

Пушкин и Жуковский были в полном восхищении, но многие не увидели или не захотели увидеть за классической ширмой типичного сюжета «комедии ошибок» общественный фарс, в котором за уездным городком обозначена вся Россия.

Впоследствии он (Барон Розен) гордился тем, что когда Гоголь, на вечере у Жуковского, в первый раз прочёл своего «Ревизора», он один из всех присутствовавших не показал автору ни малейшего одобрения и даже ни разу не улыбнулся, и сожалел о Пушкине, который увлёкся этим оскорбительным для искусства фарсом и во всё время чтения катался от смеха.

Сам Гоголь так отзывался о своей работе:

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками», пьеса была допущена к постановке.

Вторая редакция пьесы относится к 1842 году.

        Всех интересующихся и читающих приглашаем в библиотеку на выставку любимых книг-юбиляров.